“Фоменки” в Севастополе
Сенсация! Впервые в Севастополе гастроли знаменитого, ставшего за время своего существования культовым, Московского театра “Мастерская Петра Фоменко”. Только два дня на сцене Драматического театра имени Б. Лавренева Черноморского флота севастопольцы могли видеть работу уникального коллектива, соединившего в себе стремление к поискам и экспериментам с классическими традициями русского репертуарного театра. Москвичи представили нашему зрителю один из лучших своих спектаклей по пьесе Александра Островского “Волки и овцы”.
В течение нескольких недель телефон в театральной кассе флотского театра не замолкал ни на секунду. Звонили не только севастопольцы! Львов и Одесса, Харьков и Запорожье не могли поверить, что прославленный, обласканный критиками и любимый зрителями театр будет выступать на севастопольской земле. В это же время предстоящие гастроли “Мастерской Петра Фоменко” живо обсуждались в Интернете, где сомневающихся, что ОНИ приедут, было больше чем предостаточно.
Московский театр “Мастерская П.Н. Фоменко” был основан в июле 1993 года указом мэра российской столицы. Однако сами актеры, которых с легкой руки журналистов и в России, и Европе называют “фоменки”, ведут отсчет своей биографии с июля 1988 года. Тогда Петр Наумович Фоменко набрал группу студентов в свою учебную мастерскую на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – Российская Академия театрального искусства). За эти годы коллектив успел завоевать не только зрительскую любовь, но и при поддержке Московского правительства прочно обосноваться в Москве. Свой пятнадцатый сезон театр встретил в новом здании, проект которого был в 2006 году удостоен архитектурной премии “Золотое сечение”, расположенном на набережной Тараса Шевченко.
Примечательно, что севастопольские гастроли не носили коммерческого характера. В первый вечер “фоменки” пригласили на свой спектакль семьи военных моряков, а на следующий день постановку увидели зрители, которые приобрели билеты по вполне умеренным ценам. При этом весь доход пошел в пользу театра флота.
На состоявшейся в театре флота пресс-конференции организаторы гастролей и артисты Московского театра “Мастерская Петра Фоменко” ответили на все интересующие вопросы флотских и городских СМИ.
Геннадий Каковкин,
директор Севастопольского филиала ОАО “ВТБ-банка”:
– Севастополь готовится отпраздновать 225-летие со дня основания. И гастроли этого театра, безусловно, приурочены к юбилею города. Думаю, что это станет в городской культурной жизни значимым событием. Что касается нашего банка, замечу, что его политика направлена на поддержание и развитие культуры, возрождение традиций меценатства как в России, так и на Украине. Ни одна премьера Большого театра не проходит без нашего участия. У нас сложились очень дружеские и конструктивные отношения с Мариинским театром, Фондом развития Государственного Русского музея, Фондом старинной музыки в Москве…
Финансовый мир и мир культуры взаимосвязаны. Сегодня эти составляющие объединились, что и способствовало нынешним гастролям. А тот факт, что московская труппа выступает на флотской сцене, свидетельствует, что мы готовы к дальнейшему и плодотворному сотрудничеству с Драматическим театром имени Лавренева Черноморского флота.
Андрей Воробьев, директор театра:
– Впервые в Севастополе мы были пятнадцать лет назад на фестивале “Херсонесские игры”, но тогда наш коллектив не назывался театром. За спектакль “Двенадцатая ночь” мы получили одну из самых первых наград – “Гран-при”, что явилось для нас очень радостным и волнующим событием. Ведь мы находились в самом начале творческого пути. А сегодня привезли спектакль, являющийся ровесником нашего коллектива. Мы очень рады тому, что многим спектаклям из нашего репертуара удается прожить долгую жизнь, и уверены, что эта постановка будет тепло встречена севастопольцами. Тем не менее мы не стоим на месте и ставим новые спектакли и надеемся, что их увидит и ваш зритель.
Полина Кутепова, актриса:
– Творчество Островского, на мой взгляд, сегодня интересно тем, что срез двух тем – денег и любви – по-прежнему остается интересным. А потому нам не приходится как-то по-особому удерживать зрителя. Ему это нравится, он находит в этом смысл, проводит какие-то аналогии с современной жизнью.
Кирилл Пирогов, актер:
– Мы очень благодарны Петру Наумовичу Фоменко за то, что он нам не дает зачерстветь душой. Он никогда нам ничего не запрещает: хочешь играть в кино – пожалуйста! Но о театре не забывай. Главное, чтобы одно не мешало другому. В основном это получается. Хотя он хочет, чтобы мы были избирательными.
Галина Тюнина, актриса:
– Это уникальный спектакль. И эта уникальность заключается в его классической постановке, без каких-то современных моментов, новых прочтений и решений. Может быть, это немного архаично и старомодно. Однако эта пьеса на нашей сцене идет уже много лет, и мы даже предпринимали попытки поставить точку в этом вопросе. Но сделать этого не удалось до сих пор: зритель всегда высказывается за его продолжение.
В заключение пресс-конференции актеры театра тепло и сердечно поздравили севастопольцев с Днем города.
В доме Мурзавецкой, в усадьбе Купавиной
Кто сказал, что русская классическая литература ныне никому не интересна и вызывает откровенную скуку? Кто сказал, что молодежь и калачом не заманишь на более чем трехчасовой спектакль, поставленный на исключительно классическом материале? И кто до сих пор утверждает, что современный зритель требует только хлеба и зрелищ?
Господа, вы глубоко заблуждаетесь! Не надо всех без исключения рядить в джинсы, сочинять конъюнктурные диалоги и придумывать бешеные танцы там, где они абсолютно не нужны! Поставленный в 1992 году в Российской Академии театрального искусства спектакль “Волки и овцы” до сих пор не сходит со сцены “Мастерской Петра Фоменко”. В течение шестнадцати лет в Москве невозможно достать контрамарку, чтобы узнать, какие интриги плетутся и какие страсти разгораются в доме Мурзавецкой и усадьбе Купавиной!
Редкий случай в Севастополе, но должны признать: на театральной кассе флотского театра в эти дни висело категоричное объявление “Все билеты проданы”! Даже без восклицательного знака. Такая вот лаконичная констатация факта: классика жива и востребована.
Ведь и в нынешней жизни по-прежнему бродят бедные овцы, которых так и норовят съесть голодные волки. Однако нам как-то не очень хочется относить себя ни к тем, ни к другим. Хотя все в этой жизни весьма относительно. Под овечьей шкурой может скрываться волчья пасть. А волк в одночасье может превратиться в кроткого ягненка.
Блистательна в роли богатой молодой вдовы Евлампии Николаевны Купавиной актриса Полина Кутепова. Она одновременно вызывает и сочувствие, и улыбку. Утонченная, но не приспособленная к жизни и несведущая в финансовых делах, она легко попадается в ловушку, расставленную помещицей Меропией Давыдовной Мурзавецкой в исполнении Мадлен Джабраиловой. Незапоминающуюся внешность коварной героини на самом деле создала красивая и яркая актриса с аристократичными чертами лица.
Прямая противоположность Купавиной – образ, воплощенный Галиной Тюниной. Бедная девица Глафира Алексеевна уж точно знает, чего хочет от этой жизни. А каково перевоплощение! От тенеподобной монашки до раскрепощенной и опасной в своей женственности охотницы на богатого жениха. Настойчивая интриганка, робкая, а ныне шумная родственница помещицы Мурзавецкой околдовала не только почетного мирового судью, закоренелого холостяка Лыняева, но и весь зрительный зал. Смех и протяжно-кокетливое обращение к объекту своих притязаний “Михал Борисыч!” (разумеется, произносимые имя и отчество были бы другими) вне сцены покорило бы ни одно мужское сердце!
Но все эти женщины хотят быть счастливыми. Прежде всего в любви!.. Кто сказал, что классика сегодня не актуальна? А погоня женщин за мужем? А мужчин за успехом? Разве ныне нас волнуют иные проблемы? Да простят меня те, кого волнует иное!
Французская газета “Фигаро” не поскупилась на похвалы в адрес сценической версии Московского театра “Мастерская Петра Фоменко”: “Оказывается, вот он, какой театр! А мы его забыли, как забываем все, даже черты любимых лиц. Все кажется импровизацией, все сметано на живую нитку, словно легкий набросок, замок из песка, поделка и грёза”.
Позволю себе не согласиться с мнением европейского критика. На самом деле игра московских актеров – тонкая, мастерски прочитанная и воплощенная в жизнь пьеса Александра Островского, где каждый образ четко сформулирован, красиво и ненавязчиво, ярко и талантливо подан на блюде, что было приготовлено на театральной “кухне”. А главное, этим изысканным яством невозможно пресытиться. Эту трапезу хочется вкушать беспрестанно, тщательно смакуя каждый кусочек – будь-то реплика, интонация, поворот головы, движение руки или же банальное затемнение при очередной смене мизансцены.
Не хочется пропустить ни одной детали. Ибо подобная оплошность является непозволительной роскошью. И, кажется, зритель знает об этом уже с самой первой минуты спектакля, когда в глубине разделенной воздушным занавесом сцены мерцание свечей рождает пока еще неясные силуэты островских героев. Мощная энергетика, удивительная пластичность, великолепные актерские работы. Нет, они не играют! Они живут той жизнью и дают нам уникальный шанс воочию увидеть, как и чем жили в неком губернском городе современники Александра Островского.
Живой, образный язык пьесы вовлекает зрителя в сюжетную линию. Еще немного, и возникает ощущение, что находишься в одном доме с этими людьми, где каждое утро подают на завтрак горячий чай с малиновым (яблочным, вишневым…) вареньем и непременно справляются о твоем здоровье. Три с половиной часа безумного счастья. Счастья от общения с великим русским классиком Александром Островским и его героями.
Дмитрий МАКАРОВ
Фото автора
10.06.2008, рубрики: Новости.
Комментарии: нет
Хотите высказать свое мнение?