Десять лет побед
Черноморскому филиалу МГУ исполняется 10 лет. О сегодняшнем дне филиала мы беседуем с его директором Владимиром Трифоновым.
— Владимир Алексеевич, в 2009 году Черноморскому филиалу МГУ исполняется 10 лет. Серьезная дата, которая, вероятно, уже позволяет подвести некоторые учебные и научные итоги. Каковы они?
— Это действительно важный этап, поскольку наш филиал — первый, который в течение столь длительного времени работает за рубежом. Первым быть всегда сложно, поэтому поначалу было не очень ясно, как именно и что делать. Однако факт десятилетнего существования свидетельствует о том, что направление, которое мы выбрали, оказалось верным.
Черноморский филиал имеет на своем счету шесть выпусков, 600 молодых специалистов. Но еще более важно, что интерес к нашему высшему учебному заведению не пропадает, а напротив — растет. Об этом, в частности, говорит стабильно высокий (более 3 человек, а на отдельные дисциплины — до 7 человек на место) конкурс.
Решение о создании филиала в МГУ имени М.В. Ломоносова было принято Ученым советом по предложению ректора академика Виктора Садовничего, и 29 марта как раз исполняется 10 лет этому событию. В свете предстоящего юбилея в апреле, по согласованию с ректоратом, у нас будет проводиться международная конференция с условным пока названием «Развитие образования в Причерноморье».
Конференция начнет работу 9 апреля, а 10-го мы планируем провести торжества, посвященные десятилетию филиала. К нам намерены приехать ректор МГУ, ряд деканов Московского университета, с которыми мы сотрудничаем, ректоры некоторых вузов из России и Украины, в том числе представители высшей школы Донецка, Симферополя, Киева. Кроме того, мы планируем пригласить ректоров ряда университетов Турции, Греции, Болгарии, Румынии. Предметом обсуждения станут вопросы образования, особенности развития таковых в странах Причерноморья.
— Материальная и учебная базы филиала получили заметное развитие за годы его существования. Каковы дальнейшие перспективы?
— Само образование не терпит каких-либо революционных подходов. Это результат эволюционного развития. Этот процесс происходит, с одной стороны, эмпирически, а с другой — отвечает на определенные требования современности.
Поэтому мы очень рады той стабильности, которая сегодня присуща филиалу — мы выпускаем специалистов по девяти специальностям и весьма рады недавно появившейся возможности возобновить подготовку журналистов и физиков.
К слову, в отношении физиков. Ныне просматривается новое современное направление работы, когда обучение идет с учетом потребностей будущего потребителя, и пожелания такового учитываются уже с первых курсов. Я имею в виду наше сотрудничество с «Промышленной группой «Таврида-электрик», которое оценивается нами как очень перспективное.
Также мы заключили целый ряд договоров, которые направлены, например, на исследование экологических систем Черного и Азовского морей, что мы тоже считаем некой подвижкой, напрямую связанной с развитием в филиале науки и образования.
Если же иметь в виду строго научный аспект, отмечу, что в настоящее время у нас создан так называемый центр коллективного пользования приборами. Лабораторный корпус филиала оснащен большим количеством различной аппаратуры, предназначенной для физических и химических исследований. Имеется своя приемная станция спутниковой связи, позволяющая принимать спутниковые сигналы и обрабатывать информацию для ее использования, скажем, в хозяйственной деятельности.
Поясню, что под словосочетанием «коллективное пользование» в данном случае понимается заключение с рядом вузов и НИИ договоров по решению для них конкретных задач, требующих использования определенной аппаратуры и оборудования.
Более того, наш центр получает заказы от физического, геологического, географического факультетов Московского университета, которые мы выполняем на основе имеющейся научной базы.
— Владимир Алексеевич, а что можно сказать о кадровой структуре филиала?
— За последние годы она не изменилась. При этом необходимо все же упомянуть о том, что в Российской Федерации издано постановление правительства о переходе бюджетной сферы на новую систему оплаты труда. На это правительством РФ выделяются определенные средства, дополнительно к тем, которые имели бюджетные организации в предыдущем году. Это позволяет изменять условия оплаты труда с целью стимулирования активности работающих. Важно понимать, что при переходе на новый способ оплаты никто не пострадает: меньше никто получать не будет, зато руководство университета обретет определенный фонд, который поможет стимулировать инициативу в работе, поощрять конкретные достижения в научной и учебной областях. На мой взгляд, это вполне обоснованный способ уйти от уравниловки.
Возвращаясь к вопросу о кадрах, непременно следует отметить, что при вполне сложившемся педагогическом коллективе он тогда, видимо, считается укорененным, когда его ряды пополняются молодежью, взращенной в собственных стенах.
Мы приветствуем этот процесс, и он уже активно идет. В результате число преподавателей филиала за последние годы пополнили 14 молодых специалистов, и мы всячески стараемся их поддерживать.
И это еще не все, о чем хочется сказать. Мы приняли на работу выпускников МГУ разных лет и весьма довольны их деятельностью. Они знакомы с методиками вуза, его традициями, а это очень важно для сохранения духа Московского университета.
— Какова ваша субъективная оценка студентов филиала? Соответствуют ли они высокому званию «эмгэушник»?
— В значительной степени эта оценка уже не субъективная, а объективная. Мы, строго говоря, не снижаем уровень подготовки студентов. Они достаточно конкурентоспособны и востребованы.
Конечно, нельзя исключать нынешние условия финансового кризиса и определенный спад, характерный для современной экономики. От реальности не уйти, и вовсе не секрет, что организации, которые еще недавно заказывали в Московском университете десятки специалистов, теперь подают заявки на единицы. Тем не менее мне кажется, что обладатели дипломов МГУ и в этой борьбе имеют преимущества.
В развитие темы скажу, что в ходе недавней встречи с абитуриентами прозвучал вопрос о количестве поступивших в магистратуру экономического факультета в Москве. Ответ таков: из 27 человек выпуска поступать поехали 13, зачислены 6. Хороший процент, поскольку он вполне соответствует столичному. Это, на мой взгляд, достаточно объективное подтверждение того, что подготовка филиала соотносима с университетскими требованиями.
Да, мы выдаем университетский диплом без указания филиала. Возможно, это своеобразный аванс, но мы стараемся его отрабатывать.
Еще одно подтверждение качества — соответствие количества дипломов с отличием, выдаваемых в филиале и в головном университете, при том, что ГЭК состоит из независимых преподавателей, а председателем назначается, как правило, профессор из какого-либо другого вуза или НИИ.
— Владимир Алексеевич, наверняка десятилетняя история филиала полна забавными курьезами. Что припоминается навскидку?
— Разве что такой случай: в филиале традиционно проводятся дни факультетов, в ходе которых преподаватели склонны поощрять всякую студенческую инициативу. В этом учебном году экономисты вызвались устроить день самоуправления. Они действительно, как могли, управляли работой кафедры, и, по моей информации, она (кафедра) от этого не слишком пострадала. Ребята даже читали лекции, выступая в роли дублеров. Но потом, когда все закончилось, студенты сделали вывод: если бы знать раньше, как это непросто в течение двух часов говорить без умолку, да еще по делу, мы бы никогда не пропускали лекции. Вот такой выдался повод оценить работу преподавателя со стороны.
Теперь-то они точно знают, что всякое дело требует серьезной подготовки, и остается одно — не растрачивать себя, учиться.
Евгения Щербакова, Вести, №7 от 10.04.09 г.
09.04.2009, рубрики: Новости.
Комментарии: нет
Хотите высказать свое мнение?