Последователи Анри Дюнана, или Под сенью Красного Креста
Далеко не все сегодня знают, что истоки Движения Красный Крест были заложены в период Крымской войны на бастионах Севастополя.
В 1854 году, когда шла Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которые оказывали помощь жертвам войны. Руководство общиной в ходе первой обороны Севастополя было возложено на выдающегося хирурга Николая Пирогова.
Таким образом, великая княгиня Елена Павловна, Пирогов, да еще Даша Севастопольская и англичанка Флоренс Найтингейл (возглавившая отряд сестер милосердия) оказались предшественниками основателя Международного движения Красный Крест, первого лауреата Нобелевской премии Мира Анри Жана Дюнана, который стал свидетелем итогов одной из самых жестоких и кровопролитных битв ХІХ века – сражения при Сольферино. Тогда на поле брани остались 40 тысяч убитых и раненых. Большая часть последних умирали, не получая никакой медицинской помощи – в те времена армейская медслужба была не в силах справиться с таким их количеством. Именно тогда у предпринимателя Дюнана возникла идея создать организацию, которая оказывала бы помощь жертвам войн.
Годом основания Международного движения Красный Крест считается 25 октября 1863 года. Россия присоединилась к этому движению 10 мая 1867 года, ратифицировав первоначальный документ – Женевскую конвенцию.
Отметим, что в России к этому времени был накоплен большой опыт работы по оказанию помощи жертвам войн.
Впоследствии Движение поддержали и другие страны. Их количество в настоящее время составляет уже 186 стран, объединяющих 500 миллионов человек.
И все же у Севастополя есть все основания утверждать, что Красный Крест зарождался на нашей святой земле, а потому заложенные традиции именно в нашем городе достойны всяческого уважения и развития.
– Так до некоторых пор и было, – утверждает наш собеседник, исполняющий обязанности председателя Севастопольской городской организации общества Красного Креста Украины врач Александр Коваленко.
Так сложилось, что некогда активно работающая региональная организация на определенное время пришла в упадок. Одна за другой ее постигали неприятности, которые ослабили ряды сподвижников и энтузиастов.
Понимая это, а также осознавая позитивную роль этого серьезного начинания, мы в настоящее время намерены вернуть севастопольской региональной организации былую славу и наладить ее работу.
Пока это самое начало на пути возрождения системы первичных районных организаций, замыкающихся на общегородскую структуру, действующую на условиях выборности руководителя. Эту процедуру еще предстоит пройти на общегородской конференции. Теперь же мы предпринимаем усилия по проведению реструктуризации, возобновлению работы районных организаций, что позволит приблизить помощь к населению.
– Александр Владимирович, далеко не все знают о том, что является направлениями деятельности Красного Креста в мирное время и каковы принципы его работы?
– Тогда сначала расскажу о принципах. Их семь. Во-первых, гуманность: движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Затем, беспристрастность: Красный Крест не проявляет никакого различия по признакам расы, религии, класса или политических убеждений. Движение также сохраняет нейтральность, не принимая чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и не вступая в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.
Следующие принципы деятельности – независимость и добровольность. В первом случае речь идет о сохранении автономности национальных обществ от политики своих государств, во втором – отсутствие стремлений к получению выгоды.
Следование принципу единства предполагает, что в государстве не может быть более одного общества Красного Креста, и эта единственная структура осуществляет свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.
Одновременно все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу. В этом заключается принцип универсальности.
Что же касается деятельности Красного Креста в мирное время, то это прежде всего оказание в режиме патронажа медицинской помощи нуждающимся в ней людям – инвалидам, тяжелобольным…
– То есть речь идет о медицинской помощи в первую очередь?
– Конечно. Именно поэтому в Красном кресте работают специалисты, имеющие образование медицинских сестер, соответствующий опыт работы.
В штатном расписании нашей организации их предусмотрено 11. Однако пока штат заполнен лишь наполовину. Особенностью работы является то, что, помимо основной деятельности, наши медсестры выполняют и социальную работу – ухаживают за больными, прикованными к постели, кормят и переодевают их.
Еще раз подчеркну – эта деятельность отличается от той, что делают обычные участковые медсестры, а потому под силу далеко не каждому. Именно по этой причине верность профессии патронажной медсестры на протяжении десятилетий сохраняют самые стойкие. Как, например, заслуженный работник медицины Валентина Федоровна Шикалева, отдавшая служению обществу Красного Креста уже тридцать восемь лет. Она и теперь формирует команду, проводит обучение коллег методам ухода за тяжелобольными, участвует в пропаганде международного движения. В числе сотрудников – Нина Цюцик, Вера Генсицкая, Александр Лукоянов.
Кроме штатных сотрудников, к нашей работе привлекаются волонтеры из числа школьников, студентов… Люди постарше помнят о том, что так было и в прежние времена. В школах создавались так называемые санитарные дружины, члены которой имели возможность приобрести элементарные навыки помощи пострадавшим, ухода за больными. Заметьте, лет тридцать тому назад о движении Красный Крест знал каждый школьник. Приведу личный пример – принимая участие в работе школьной санитарной дружины, я впервые осознал, что хочу стать врачом.
Уже теперь мы начали работу в направлении воссоздания школьных санитарных дружин и уже имеем поддержку в лице городского управления образования и науки. Есть и энтузиасты, готовые к практическому внедрению наших начинаний, – в их числе наш уполномоченный по Ленинскому району, заслуженный учитель Украины Анжела Евгущенко. Благодаря ее инициативе, первая сандружина уже формируется в севастопольской средней школе № 3.
Третье направление деятельности Красного Креста – оказание медпомощи по факту чрезвычайных ситуаций. С этой целью будем формировать так называемый неприкосновенный запас медикаментов, бригады помощи пострадавшим.
Как врач, практикующий на севастопольской станции переливания крови, отмечу важность и таких направлений работы, как донорство и служба розыска. Конечно, последнее нам пока не под силу, однако в перспективе мы намерены активизировать эту деятельность. Кстати, совсем недавно именно к нам в офис позвонила жительница Уфы с просьбой оказать помощь в поиске документов, связанных с периодом ее жизни в Севастополе тридцатилетней давности.
– Давайте все же вернемся к тому, что делает Севастопольская региональная организация Красного Креста в настоящее время? Кто является вашими пациентами?
– В большинстве это люди пожилого возраста, 20–30-х годов рождения. Как раз сейчас мы занимаемся формированием электронного банка данных.
По моей инициативе в первую очередь берем под патронаж бывших медработников, людей, всю свою жизнь отдавших делу здравоохранения. Однако это не значит, что обойдены другие категории населения.
Мы никому не отказываем, стараемся отреагировать на каждую просьбу о помощи и обязательно берем нуждающихся под свой контроль.
Что касается конкретных списков, то за ними мы обращаемся в районные социальные службы, в районные поликлиники. Работы много. Так, на сегодняшний день в Севастополе зарегистрировано 1.465 одиноких людей, чье состояние требует медицинской помощи и ухода. Из них примерно 300 – не покидают своих квартир, а еще 80 – прикованы к постели.
А теперь считайте: одна патронажная сестра по норме обслуживает от 30 до 50 пациентов, то есть при нашем нынешнем штате мы можем осуществлять патронаж 300 человек. А остальные? Конечно, мы очень рассчитываем на содействие самых разных структур и ведомств.
– Будете ли взаимодействовать с ветеранскими организациями города?
– Уже взаимодействуем. Инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, участники войны – это и есть наш контингент. Мы занимаемся и будем заниматься этими категориями пациентов.
Особо подчеркну, что мы очень заинтересованы в сотрудничестве с соответствующими подразделениями Черноморского флота, ведь движение Красного Креста в России имеет давние традиции. Уже теперь мы можем пригласить членов семей военнослужащих к участию в нашей гуманитарной акции.
К слову, морякам-черноморцам всегда было свойственно понимание человеческой беды, чувства сострадания и гуманизма. В моей практике – множество случаев, когда воззвания к ним о помощи не оставались без ответа. Надеюсь, так будет и впредь.
– Что ж, спасибо за беседу и успехов вам в ваших благородных начинаниях.
Евгения ЩЕРБАКОВА, фото Дмитрия Макарова
Р. S. Посещение севастопольской организации общества Красного Креста не оставило нас безучастным. Мы сделали осознанный выбор, вступив ряды организации. Для тех же, кто намерен последовать нашему примеру, сообщаем ее телефон – 54-65-24.
17.06.2009, рубрики: Новости.
Комментарии: нет
Хотите высказать свое мнение?